Увидев «Эниф», Одесса заплакала
Впервые я увидела яхты на воде вживую, а не по телевизору, несколько месяцев назад. Но ощущение восторга, от которого буквально захватывает дух, живо до сих пор. Надо ли говорить, что с того момента все, связанное с этим видом спорта, вызывает неподдельный интерес?
К примеру, необычная судьба яхты «Эниф», прошедшей непростой путь от экспериментальной модели до «шашлычного набора», а затем триумфально вернувшейся в яхтенный спорт. Спросите, какая может быть судьба у яхты? Это же предмет, причем неодушевленный…
— Если есть имя, значит, есть и душа, — улыбается яхтенный капитан Украинской ассоциации классических яхт Игорь Яцына. — А «Эниф» особенная, запала мне в душу, как только я ее увидел.
— В школе у меня была переделанная моторка, затем — еще одна… — продолжает Игорь. — Но хотелось чего-то нового, более интересного. И начались поиски. Когда впервые увидел «Эниф», она уже около 10 лет стояла на берегу. Представьте себе: все, что можно было с нее снять, сняли. Осталась практически нетронутой лишь деревянная обшивка, так что «Эниф» представляла на тот момент такой себе «шашлычный набор» из красного дерева. Но было в этой яхте что-то такое… Я был уверен, что смогу вернуть ее к жизни.
Надо сказать, что «Эниф» — одно из трех судов проекта с одноименным названием, запущенного в конце 60-х годов прошлого века на верфи Конрада (Польша).
— Мастер-образец, первая яхта в серии, — рассказывает Игорь. — Помимо «Энифа», было спущено на воду еще два таких же судна. Где они сейчас, к сожалению, неизвестно. Конструктивная особенность этой модели в том, что она не имеет «набора», а если понятней — скелета, на который крепится обшивка. То есть прочность яхты достигается за счет ее жесткости. У «Энифа» обшивка из четырех слоев красного дерева. Мебель внутри судна тоже выполняет функцию несущей конструкции. Подобная технология используется до сих пор, а на тот момент она была одной из самых прогрессивных в судостроении.
Как яхту из Одессы перевозили в Днепропетровск — отдельная история.
— Что нужно было сделать в первую очередь? Найти кран, чтобы погрузить на транспорт. Среди одесситов желающих поработать не нашлось. И тут (о чудо!) вышли на днепропетровский мостостроительный отряд, который выполнял работы в Одессе. Вот с ними и договорились — как же землякам не помочь? Сняли киль, руль, иначе везти нельзя было: при общей высоте без мачты в 4,10 метра яхта не прошла бы ни в один виадук.
— А мачту, кстати, забрали, — смеется Игорь. — 14 метров, кедровая… Не бросать же? Вообще-то брали все, что давали. Знаете, это как в детском конструкторе: собираешь максимум деталей, раскладываешь их перед собой, а дальше думаешь, что конкретно тебе нужно. Теперь представьте себе: 14-метровую мачту везут по улочкам Одессы. Пока вывели машину на основную трассу, заблокировали движение на проезжей части чуть не на полчаса. Местные водители наблюдали за нашим экстремальным разворотом с таким увлечением, что даже не возмущались.
Восстанавливали «Эниф» четыре года, деталь к детали, по возможности старались сохранить ее уникальность.
— Всему, чему можно было вернуть первозданный вид, вернули: штурманскому столу, верхней койке в каюте, некоторым деталям интерьера… А вот, к примеру, килевой брус поменяли, как и часть днища.
Впервые воду восстановленная яхта «Эниф» увидела, когда буксировали с одного причала в Днепре на другой. А вот второй, полноценный, спуск получился поистине экстремальным.
— Ну вот так решили попробовать, — вспоминает Игорь. — Мотора еще не было, двигатель на струбцинах закреплен… Взяли запасной комплект парусов у экипажа яхты «Лилия» и вперед. Погода — красота! Солнце, небо чистое, поверхность Днепра, как зеркало. Выходим на середину и… попадаем в «белый шквал». Считается, что такого явления на реке вообще-то не существует, но на поверку оказалось — очень даже существует. В момент налетел ветер огромной скорости, принесший ледяной дождь с градом, буквально стеной, за которой ничего не видно. Передний парус нам порвало на три части от удара, под Южный мост заходили вслепую. Как раз с нами была съемочная группа одного из телеканалов. Закрыли их в каюте, чтобы обезопасить. Да и чтобы не мешали тоже (улыбается). Так девочка-корреспондент все причитала: «Мы утонем, мы утонем!» Думаю, запомнили на всю жизнь тот заплыв. Ничего, обошлось. Обратно к причалу нас буксировала «Богиня», мы-то остались практически неуправляемые. Вот такое боевое крещение. Но «Эниф» прошла его с честью.
— Сколько побед у «Эниф» на сегодняшний день? — переспрашивает Игорь. — Не знаю, не считал, но мешок медалей точно есть (улыбается).
Кстати, в Одессе на регате яхта тоже побывала, и принципиально ее пришвартовали ровно в том месте, где она простояла десять лет. Призов оттуда не привезли, однако получили второе название.
— Местные яхтсмены, когда увидели восстановленную яхту, ахнули, — смеется Игорь. — И тут же прозвали ее «Позор Одессе». В укор себе за то, что упустили такую красавицу.
Наталия АДАМОВИЧ
Газета «Наше Мiсто», 13.08.2015 р. Днiпропетровськ